Биографическая справка || РАН о Моисееве || Статьи Моисеева || Статьи о Моисееве || Сайты ]
[ Информация о нас  ||  Конференция "Эволюция Инфосферы" || Виртуальный форум || Трибуна Форума || Голос Чернобыля ]
[ Гостевая книга || Пишите нам || На главную страницу ]


Там, за горизонтом   Зятицкий В.А.

Чтобы строить свою жизнь, чтобы пребывать в настоящем и обеспечивать свое будущее, люди, человечество всегда стремились к определенности, к стабильности, к соблюдению неких правил игры, которым люди имели склонность придавать характер незыблемых.

Однако в эту практику неизменно вмешивался фактор времени, подвижность факторов, определявших экологическую нишу отдельной особи, отдельной общности и человечества в целом, и желательная определенность утрачивалась.

И на каждом витке истории, когда возникала неопределенность, смущение умов, вновь и вновь пронизывало сознание валтасарово «кто мы в современном мире», вековечное «что делать», тревожное «где выход».

Именно оттуда тянется гераклитово «два раза нельзя войти в одну реку», правила матриархата и патриархата, законотворчество Хаммурапи и Солона, библейские заповеди, конфуциево обожествление протокола.

И всякий раз правила игры фиксируют текущее состояние общества, закрепляют стратегию и тактику выживания сообщества в период кажущейся стабильности.

Люди и человечество всегда искали стратегию абсолютного выигрыша. И ее предельно четко сформулировал как парадокс Льюис Кэрролл «Белая королева делала ход и тут же меняла правила игры». Это правило взяли на вооружение популисты, переформулировав его как «Бери суверенитета, сколько можешь» и «Разрешено все, что не запрещено».

Но изменение реалий – это еще не изменение сознания сообщества. И скорости изменения одного и другого далеко не совпадают. И тогда вполне возможно возникновение ситуаций, когда на какое-то время для одного и того же сообщества начинает осознаваться более одних правил игры: правила игры, обеспечивавшие выживание в предшествующей реалии, и правила игры, складывающейся реалии.

И осознание горечи таковой ситуации пришло к нам эхом времени «не дай бог жить во время перемен».

И именно эта практика чревата потрясениями в обществе. И оттуда трагедии Эдипа, Карла I Английского, Людовика XVI Французского, Николая II Романова, Михаила Горбачева Советского, Бориса Ельцина Российского, Далай-ламы Тибетского.

И эхом истории доносится до нас кровавая многовековая распря Рюриковичей, которая началась со смертью Святослава и продолжалась непрерывно вплоть до восхождения на престол Романовых, а затем эта кровавая распря продолжилась в доме Романовых, начавшись со смертью Алексея Михайловича и закончившись гибелью дома Романовых как императорского дома.

И все периоды так называемых «смутных времен» обусловлены сосуществованием в сознании настоящего сообщества несовместимых правил игры, долженствующих обеспечить выживание сообщества.

Вспомните, историю Московского государства. Помните, как ославили победители Димитрия Шемяку? Какой ценой досталась победа Ивану III? Как лютовал Иван IV?

Чем была вызвана вековечная оппозиция Шуйских к князьям и царям Московским? И аналогичная оппозиция Романовых к Годуновым? И охота Романовых, взобравшихся на престол, за малолетним Иваном Дмитриевичем, как они говорили «воренком»?

Вспомните историю Российского государства. Помните, как схлестнулись Нарышкины и Милославские и как противостояние закончилось только со смертью Иоанна Антоновича, которого мстительные правящие монархи, вместе с сестрами и братьями, довели, чуть ли не до утраты человеческого облика? Вспомните, как узурпаторша Екатерина Великая ославила низвергнутого супруга своего Петра III. Вспомните, как ославили убитого императора Павла I. И как быть императором в России стало смертельно опасно!

И сторонники противостоящих правил игры вели не только «горячие» войны, но и подлинно информационные войны. И в исторической традиции закреплялись результаты, естественно, победившей стороны, а проигравший входил в историю с прозванием

И победители стыдливо умалчивали заслуги Бориса Годунова в имперском строительстве,  и в строительстве городов, и в приращениях будущей империи, и в хозяйственном строительстве, и в культурном строительстве, и в заботе о народе. И только спустя лет двадцать после смерти Бориса, лишь однажды, дьяк Патрикеев отметил, что подобного царя Русь не знала!

И о полугодовом царствовании Петра Ш смело можно было сказать такими же словами, как говорилось о начале царствования его внука, «дней Александровых прекрасное начало»!

А в четырехлетнее царствование Павла I сложился тот свод правил, по которому Россию жила вплоть до 1917 года!

Но вот правила игры установлены, выстраданы и приняты консолидировавшимся сообществом к действию.

И тогда в действие вступает четырех буквенный исторический алфавит

И сообщество начинает, в этом алфавите, писать свою историю.

И реализация каждой буквы исторического алфавита происходит отнюдь не безболезненно для судьбы и судеб членов сообщества и сопредельных сообществ.

И столкновение интересов порождает противостояние, вражду, перерастающую в войны, в том числе экономические и информационные.

И противостояние может стать тем фактором, которое может обусловить вынужденную миграцию самых разнообразных потоков, в том числе членов сообщества, капиталов, материальных ресурсов, интеллектуального капитала.

Что может достаточно болезненно отозваться на благосостоянии сообщества, на перспективах его развития. Что может поставить под вопрос сам факт существования сообщества, если достаточно беспечно относиться к проблеме его самосохранения.

И отнюдь не безобидны такие политические просчеты, как провозглашение с трибуны Верховного Совета премьером Рыжковым рубля «деревянным», как манипуляции с крупными купюрами правительством Павлова, как государственное ограбление сбербанка правительством Гайдара, как пресловутый август 1998.

В «дамки» выдвинулись наперсточники разного толка. Они заняли господствующее положение в самых разных позициях.

И именно они возвели в абсолют, в государственной практике, «забастовку по-итальянски». Государственную практику, когда, после издания правил, забывают, для чего издавались правила. И государственные прокрусты начинают действовать, а жизнь начинает замирать.

И останавливаются предприятия. И замедляются бюджетные потоки, циркулирующие через казначейство. И неведомо куда деваются средства обязательного медицинского страхования. И средства социального страхования становятся туманом.

Все это породило, из относительно бедного сообщества, сообщество нищеты и обусловило резкую имущественную поляризацию сообщества. И,  как следствие, поставило вопрос о выживании сообщества и целых слоев его.

И осознание «Кто мы в современном мире», очень и очень болезненное для сообщества, тем не менее, необходимо. И только это осознание позволит нам избежать бездумного обращения с наработками предыдущего периода, в том числе и интеллектуальными, подводных камней на пути нашего  развития. Только трезвая оценка «Кто мы в современном мире» позволит осознать нам, какие меры экстренно необходимы по выработке и немедленной реализации правил, предотвращающих дальнейшую деградацию сообщества, намечающую реальные конкретные шаги, препятствующие его вымиранию.

Назад Наверх

Биографическая справка || РАН о Моисееве || Статьи Моисеева || Статьи о Моисееве || Сайты ]
[ Информация о нас  ||  Конференция "Эволюция Инфосферы" || Виртуальный форум || Трибуна Форума || Голос Чернобыля ]
[ Гостевая книга || Пишите нам || На главную страницу ]

 ©   [КОКС]. All rights reserved
Revised: мая 21, 2000 .