Биографическая справка || РАН о Моисееве || Статьи Моисеева || Статьи о Моисееве || Сайты ]
[ Контакты для связи  ||  Конференция "Эволюция Инфосферы" || Виртуальный форум || Трибуна Форума || Голос Чернобыля || Наши Гости ]
[ Гостевая книга || Пишите нам || На главную страницу ]





Использование Internet школьниками г. Самары (по материалам социологического исследования)


 

 

          Среди многих характеристик, которые даются нашему времени учеными и журналистами, нередко встречаются и такие, как "век информации", "информационное общество", "информационная цивилизация". При этом имеется ввиду процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, а также возрастания роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого конкретного человека.
          Особенно ярко это проявляется на примере Internet. Созданный исходно для обмена специальной информацией, сегодня Internet стал мощной компонентой образования, индустрии развлечений и досуговой коммуникации. Более того, не имея демографических, национальных или государственных границ, Internet выполняет не только информационно-коммуникативную функцию, но и служит средством взаимосвязи и взаимозависимости народов и культур. По сути, мы имеем дело с новым, активно развивающимся агентом социализации, формирующим особую субкультуру.
          Все это не может не привлекать внимание исследователей. Но научная рефлексия возможностей Internet только начинается. Исследования Internet-коммуникации концентрируются преимущественно вокруг психологических проблем: влияние информатизации на психику; особенности самопрезентации и идентичности в Internet; феномен Internet-зависимости. И для зарубежных и для отечественных исследований характерен дефицит социологической линии анализа.
          Лабораторией социологических исследований в образовании Центра развития образования г.Самары в сотрудничестве с отделом Интернет-технологий Центра была предпринята попытка социологического исследования "Информационная культура молодежи". Данное исследование, связанное с изучением использования Internet самарскими школьниками, - первое в своем роде, уникальное для города и региона.
           Исходной предпосылкой исследования стало то, что в условиях реальной доступности информации из любой страны мира и на любом языке с помощью таких глобальных систем коммуникации как Internet, для каждого человека становится необходимым умение самостоятельно осуществлять поиск нужной ему информации. В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности, т.е. определенный уровень информационной культуры или культуры взаимодействия человека с информацией.
           На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого человека всё более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей повседневной жизни (в трудовой деятельности, в учебной деятельности, на досуге, в быту). Поэтому возрастает значимость информационной культуры и её формирования. В этой связи, изучение информационной культуры представляется нам важным и актуальным.
           Целью проведенного исследования, таким образом, являлось изучение уровня информационной культуры школьников.

Эта цель конкретизируется в исследовании рядом частных задач:

    1. Построить типологию подростков по уровню информационной культуры.
    2. Выявить факторы, влияющие на различный уровень информационной культуры.
    3. Разработать предложения и рекомендации для педагогов по формированию информационной культуры.

         Информационная культура понимается нами как культура создания, переработки, хранения, поиска и потребления информации, а также осознание своего места в   инфосфере  , диагностирование себя как создателя и потребителя информации, понимание информационной ситуации.

          Непосредственно информационная культура реализуется на 3-х уровнях:

      1 - когнитивный уровень - знания и умения.

      2 - эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения.

      3 - поведенческий - реальное и потенциальное поведение.

            Каждый из этих уровней представлен в исследовании рядом показателей (См. Эмпирическая интерпретация понятия "информационная культура личности").

            В качестве объекта исследования выступали школьники г.Самары и г.Тольятти. Всего в ходе исследования было опрошено 145 человек, в том числе: 75 учащихся лицея информационных технологий, 56 посетителей классов открытого доступа в Internet, 14 учащихся международной школы бизнеса г.Тольятти.

Методическими инструментами исследования являлись:

  1. Tест, измеряющий Internet-грамотность (когнитивный уровень).
  2. Опросник, измеряющий эмоционально-ценностную и поведенческую составляющую информационной культуры через комбинацию открытых и закрытых вопросов.
  3. Статистический анализ, по результатам которого был составлен социологический портрет посетителя класса открытого доступа в Internet.

Социологический портрет посетителя класса открытого доступа в Internet
и основные социально-демографические характеристики
опрошенных школьников.

          Среди посетителей класса открытого доступа в Internet представлены школьники из 44 школ г.Самары. Причем преобладают школьники из близлежащих школ, следовательно, налицо важная роль, которую могут играть подобные заведения в создании образовательного пространства микросоциума.
          Среди посетителей в основном представлены мальчики (около 70%). Средний возраст посетителей составил 15,4 лет, т.е. преобладают старшеклассники. В возрасте до 15 лет находятся только 19,2% школьников, самому маленькому посетителю класса открытого доступа в Internet - 10 лет.
          Таковы основные социально-демографические характеристики посетителей класса открытого доступа, которые нашли отражение и в нашей выборке. Всего в исследовании приняли участие 145 человек, большинство опрошенных - мальчики, средний возраст опрошенных составил 15 лет.
           Наши респонденты достаточно рано приобщились к работе с компьютером - в среднем в 10,5 лет. Но Internet вошёл в их жизнь сравнительно недавно. Пользователей со стажем (более 1,5 лет) - 36,6%. Около 17% школьников знакомы с Internet менее полугода.
           При этом для большинства опрошенных компьютеры доступны дома (72,4%) и в школе (68,3%). (См. Доступ к Интернет и компьютеру) Согласно результатам опроса, существует большой разрыв между доступом к компьютерам и Internet. Если 72,4% опрошенных школьников имеют дома компьютер, то Internet - только 29%, то есть уровень подключения к Internet очень невысок.
           Следует отметить, что лицей информационных технологий (в силу специфики данного образовательного учреждения) оказал существенное влияние на распределение ответов по некоторым вопросам. Так, если среди учащихся лицея 94,7% ответили, что имеют возможность работать в Internet непосредственно в лицее, то среди посетителей класса открытого доступа доля учащихся, которые имеют возможность посещать Internet в школе, значительно ниже и составляет 12,5%. Возможность выхода в Internet большинству из них представляется именно в классах открытого доступа. Поэтому ещё раз хочется подчеркнуть важное значение подобных учреждений дополнительного образования в социализации детей, необходимость и актуальность таких организаций в связи с недоступностью Internet в других местах.

 Установки школьников относительно Internet.

             Как сами школьники оценивают место и роль Internet в их жизни?


        Для ответа на этот вопрос мы предлагали использовать следующие варианты ответов:

  1. "Internet - такая же важная сфера моей жизни, как школа, друзья, без которой моя жизнь была бы неинтересной".
  2. "Internet - ещё один источник информации, которым удобно иногда пользоваться".
  3. "Internet - просто развлечение".

            Большинство опрошенных школьников (69%) рассматривают Internet как средство, предоставляющее дополнительные возможности доступа к информации.

           Отношение к Internet, как к важной сфере жизни, без которой жизнь была бы скучна и неинтересна, продемонстрировали 19,3% опрошенных. Такая позиция является своего рода показателем Internet-зависимости и отрадно, что достаточно невысока доля тех школьников, которые её разделяют.
           Лишь очень немногие школьники (7,6%) считают Internet средством развлечения, т.е. демонстрируют несерьезное отношение к Internet, непонимание возможностей, которые предоставляет всемирная сеть.
           Таким образом, для большинства школьников Internet является еще одним каналом получения необходимой им информации.


           Тогда возникает вопрос: каково место Internet в ряду других источников информации?

 
          Как показал опрос, для подростков среди источников получения информации лидируют такие, как телевидение и Internet (См. Источники информации). Более половины опрошенных школьников (57,2%) отметили Internet как один из источников, из которого они чаще всего получают информацию.
          Кроме того, кредит доверия, выдаваемый Internet как источнику информации, очень высок. Большинство опрошенных (57,3%) склонны доверять информации, получаемой в Internet.
          Это подтверждают и ответы на контролирующий вопрос: "Является ли Internet источником достоверной информации?". Треть опрошенных абсолютно согласились с тем, что информация, размещаемая в Internet, достоверна. Большинство школьников (55,9%) считают, что там больше правдивой, чем непроверенной информации. И только 4,8% склоняются к мысли, что во всемирной сети много недостоверной информации.
          Более того, большинство уверены в абсолютной универсальности Internet, считая, что там можно найти информацию на любую, какую угодно тему. При этом, 66,2% считают, что в Internet огромное количество полезной, нужной для учебы информации. И только 5% сомневаются в полезности Internet для учебы.
           Рассуждая об Internet, школьники выделяют как положительные, так и отрицательные стороны его использования.
           К достоинствам Internet подростки относят, прежде всего, возможность найти интересную информацию (71,5%) и то, что Internet экономит время на подготовку к занятиям (43,8%). Кроме того, среди положительных сторон Internet школьники выделяют то, что "всемирная паутина" расширяет круг общения, на это указали 35,4% опрошенных. И 28,5% подростков полагают, что Internet делает процесс учёбы более интересным.
            Но есть и отрицательные стороны использования Internet, хотя большая часть опрошенных отметили, что не видят отрицательных сторон (31,9%).
            К недостаткам Internet школьники относят, прежде всего, то, что он отвлекает от учебного процесса (29,2%), занимает много свободного времени (28,5%) и делает ненужными другие источники информации (27,1%).
            Таким образом, можно сделать вывод о том, что Internet занимает важное место среди других источников информации. Кроме того, результаты исследования показывают, что школьники, понимая возможности, которые предоставляет всемирная сеть, считают Internet лишь еще одним источником информации, демонстрируя адекватное восприятие его возможностей.

Содержание потребностей, интересов, форм деятельности школьников в Internet.

        Для чего же школьники используют Internet?

          Согласно результатам исследования, среди школьников, посещающих Internet, высока популярность информации, касающейся юмора, развлечений (75,9%), а также информатики, компьютеров (53,8%) (См. Популярность информации, получаемой из Интернета). В то же время высока популярность информации о музыке и спорте (29,0%). Таким образом, к трем наиболее востребованным направлениям относятся:

  • развлечения, юмор;
  • компьютеры, вычислительная техника, Internet;
  • музыка, спорт.

          Не очень высока среди школьников популярность учебной информации - информации по школьным предметам, научной информации - 13,1%.

          Следующий важный вопрос - мотивы, формы деятельности учащихся в Internet.

          Как показал опрос, основными формами деятельности школьников в Internet являются:

    1 - познавательная (поиск информации). 74,5% опрошенных ответили, что используют Internet для того, чтобы прочитать интересную информацию. И столько же школьников находят и скачивают из Internet необходимую информацию. Более половины школьников (51,7%) указали на то, что пользуются услугами Internet-рассылок.

    2 - Коммуникативная (общение). 36,6% опрошенных указали на то, что общаются с разными людьми посредством Internet.

          Но для того, чтобы осуществить эту деятельность, необходимы определенные знания. Для того, чтобы измерить эту составляющую информационной культуры (когнитивную), нами был разработан тест, который позволяет судить об уровне так называемой "Internet-грамотности". Тест состоял из 17 вопросов, за каждый правильный ответ присваивался определенный балл, в зависимости от сложности вопроса. В итоге было выделено 3 уровня "Internet-грамотности": ( См. Уровень Интернет-грамотности)

  • низкий (до 5 баллов)
  • средний (6-15 баллов)
  • высокий (16-36 баллов)

           Как свидетельствуют результаты опроса, большинство школьников (76,6%) продемонстрировали высокий уровень Internet-грамотности. Примерно каждый пятый опрошенный принадлежит к среднему уровню, и лишь 5,5% продемонстрировали низкий уровень Internet-грамотности.

            Однако следует отметить, что в ходе исследования была выявлена зависимость уровня Internet-грамотности от образовательного учреждения, в котором учатся подростки. Так, наиболее высокий уровень Internet-грамотности продемонстрировали учащиеся лицея информационных технологий, что и неудивительно, так как подобные учебные заведения как раз и призваны обеспечивать школьников необходимыми знаниями в области Internet-коммуникаций, т.е. развивать знаниевую (когнитивную) компоненту информационной культуры. Что касается учащихся обычных общеобразовательных школ, посещающих Internet в основном в классах открытого доступа, то для них характерен более низкий уровень Internet-грамотности: большинство из них (56,3%) демонстрируют средний уровень и лишь каждый четвертый обладает высоким уровнем Internet-грамотности.

          Кроме того, нам было интересно выяснить, а к какой категории пользователей Internet относят себя сами школьники.

           Большинство из них считают себя "любителями работать в Internet", на это указали 45,5% опрошенных. Практически каждый третий школьник считает себя начинающим осваивать всемирную сеть. И 17,9% подростков назвали себя продвинутыми пользователями и даже хакерами. Таким образом, в целом, самооценка даже строже, чем показали результаты теста. Интересно, что чем выше уровень Internet-грамотности по тесту, тем скромнее школьники оценивают свои возможности. Так, по самооценке, "продвинутых пользователей" оказалось меньше всего в лицее информационных технологий, хотя по тесту они показали самые высокие результаты.

           Таким образом, общий уровень информационной грамотности высокий. Рассмотрим теперь Internet-грамотность по отдельным видам деятельности. И, в частности, по навыкам обращения с информацией. Опрос показал, что лучше всего развиты навыки, связанные с поиском информации, её отбором и оценкой. Хуже обстоит дело с переработкой информации, особенно с умением обобщать и сортировать информацию. В целом, степень сформированности навыков обращения с информацией значительно выше в лицее информационных технологий, среди посетителей классов открытого доступа в основном низкая степень сформированности подобных навыков.

           Причем, чем выше уровень Internet-грамотности, тем выше степень сформированности умений, что подтверждается корреляционным анализом.

            Эта оценка навыков поиска и работы с информацией оценивалась методом самооценки. Для проверки этих данных мы прибегнули и к более объективному методу прожективных ситуаций. И выяснилось, что действительно только 56,3% опрошенных могут назвать конкретные поисковые системы. Составить же правильный запрос в поисковую систему в состоянии только 12,5% школьников.

           Коммуникативная деятельность - один из наиболее популярных видов деятельности школьников в Internet. 2/3 опрошенных школьников имеют свой электронный почтовый ящик.

           Наиболее предпочтительная форма общения для подростков - это чат (58,5% общающихся в Internet прибегают к этой форме). Т.е. школьников больше привлекает общение on-line, нежели отсроченное общение с помощью электронной почты.

           Чем подростков привлекает общение в Internet? Большинство опрошенных указали на то, что подобная форма общения привлекает их, прежде всего, своей доступностью и простотой (60,6%). Для каждого четвертого школьника общение в Internet привлекательно своей анонимностью, а для 16% опрошенных - безопасностью. Кроме того, среди привлекательных сторон общения в Internet была названа и такая как быстрота передачи информации (13,8%).

          Компьютерная коммуникация раскрепощает подростков по сравнению с обычным общением. При этом, большинство предпочитают менять свою идентичность (62,4%) - представляются вымышленным именем или псевдонимом.

          Таким образом, on-line общение стало неотъемлемой частью Internet-культуры подростков, причем они очень быстро сориентировались в его возможностях и активно используют такие его нормы, как, например, смена идентичности.

          Таким образом, в целом исследование показало, что действительно налицо процесс формирования нового типа культуры личности - информационной культуры. Для подростков, посещающих Internet, глобальная сеть фактически вытесняет другие источники информации. Наряду с телевидением, Internet является одним из основных источников получения информации.

          При этом, для школьников характерна вера в безграничность возможностей Internet и абсолютное доверие к информации, которая содержится в сети.

           Наиболее распространенной формой деятельности школьников в Internet является поиск различной информации. Менее представлены коммуникативная и игровая формы деятельности. Таким образом, основная потребность в Internet обусловлена необходимостью информации. Но, как выяснилось, работать с этой информацией подростки пока умеют не очень хорошо. Достаточно хорошо развита знаниевая компонента, школьники обладают относительно высоким уровнем Internet-грамотности. Однако у них в недостаточной степени развиты навыки обращения с информацией, особенно по переработке и представлению информации. Здесь, на наш взгляд, и есть поле деятельности для педагогов и работников системы образования.

           Общение в Internet стало неотъемлемой частью информационной культуры подростков. Однако говорить об уходе от реальных социальных контактов не приходится. Internet-общение не заменило полностью реальное общение, и проведенный опрос это подтвердил. Лишь очень небольшая часть школьников являются членами каких-либо постоянных Internet-сообществ. Для большинства же школьников общение в Internet - это скорее эпизодические развлечения.

           Кроме того, наше исследование еще раз показало необходимость формирования у школьников культуры поведения в Internet и устойчивого неприятия к любым формам девиантного поведения во всемирной сети.

 

 

 

Назад Наверх


Биографическая справка || РАН о Моисееве || Статьи Моисеева || Статьи о Моисееве || Сайты ]
[ Контакты для связи  ||  Конференция "Эволюция Инфосферы" || Виртуальный форум || Трибуна Форума || Голос Чернобыля || Наши Гости ]
[ Гостевая книга || Пишите нам || На главную страницу ]