Биографическая справка || РАН о Моисееве || Статьи Моисеева || Статьи о Моисееве || Сайты ]
[ Информация о нас  ||  Конференция "Эволюция Инфосферы" || Виртуальный форум || Трибуна Форума || Голос Чернобыля ]
[ Гостевая книга || Пишите нам || На главную страницу ]


Прощание с главным редактором

В мире людей стало меньше одним Человеком. Ушел один из великих пропагандистов всечеловеческих идей — академик Никита Николаевич Моисеев. Это был именно Человек — с большой буквы. И поэтому его внимание к проблемам глобальным, циви-лизапионным, всепланетным не мешало ему быть истинно человечным в общении, живым, непосредственным и очень молодым — по стилю, силе и быстроте мышления. Общение с ним всегда доставляло радость.

Огромную утрату понесли его ученики — все, кто сегодня разворачивают работу созданных им организаций, продолжают осуществление его идей, идут по его дороге. Это касается и нас — всего коллектива редакции журнала «Экология и жизнь», созданного при его непосредственном участии и неослабном внимании к работе над каждым номером. Ощущение утраты — во многом сугубо личное, у каждого свое, опосредованное собственным опытом общения с нашим главным редактором. Как заместитель, я ощущаю еще и огромную ответственность за то, чтобы дело, начатое нами вместе,— журнал «Экология и жизнь» — продолжало жить.

Мне кажется, что основой последних лет деятельности Никиты Николаевича, в течение которых мне посчастливилось работать с ним вместе, являлся призыв к отказу от кастовости отдельных областей человеческого знания, призыв к расширению взгляда на пути развития реального мира, на проблемы, которые ставит жизнь. Выдвинутая им концепция универсального эволюционизма — это современная система представлений о развитии мира (Универсума): мир — живая и неживая природа, человеческое общество — развивается непрерывно, и изменения претерпевают все его компоненты, неотделимые друг от друга и взаимосвязанные отношениями коэволюции.

Эти, казалось бы, достаточно абстрактные, философские идеи, тем не менее, непосредственно касаются экологии — предмета нашего журнала. В личных беседах мы не раз обсуждали именно проблему понимания того, чем занимается и чем должна заниматься экология. В ходе этих обсуждений понимание задач и методов экологии разделилось на две части—условно «западное» и «российское». «Запад-вое» понимание экологии, как и все западное, прагматично и основано на жестком рационализме: локализация проблемы — цена вопроса — алгоритм — решение. «Российское » понимание конечно же главным образом связано с работами самого Никиты Николаевича Моисеева (впрочем, у него есть и западные единомышленники — например Эрвин Ласло, президент Будапештского клуба, ректор Венской академии футурологии). Если говорить об основном отличии этого подхода от «западного», то он выражается в поиске комплексных, не только техницистичес-ких путей выхода из положения, которое для человечества может являться точкой излома, необратимой, разрушительной бифуркацией на пути его эволюционного развития.

Всегда имея перед собой объемную картину эволюционирующего мира, в которой развитие человечества является составной частью изменений живой и неживой природы, Н.Н. Моисеев прослеживал глубокие корни формирования человечества как следствие развития нравственности (в первую очередь!), образования (он называл это изобретение эволюции системой «Учитель») и, наконец, современного (научного) мышления. И благодаря такому подходу пришло осознание того, что наряду с постоянными перестройками научной картины мира, изменениями системы образования и информатизации должна происходить перестройка и нравственных установлении, с тем чтобы органически включить в себя новые реалии, стоящие перед человечеством в нашу эпоху. Сегодня мощь человека возрастает настолько, что становится сравнима с силами, образовавшими биосферу и поддерживающими ее сегодня в состоянии, пригодном для жизни человеческих существ. Вот эта картина эволюции, в которую человек включен не только своей животной, биологической основой, не только своей рационалистической (и эгоистической) страстью к техническому построению своего мира, мирка, города, деревеньки, удобной берлоги, наконец, но и своей иррациональной сущностью, устремлением к целям не материальным, не измеримым в калориях и рублях — вот эта картина и составляет суть того подхода, который сегодня уже существует благодаря работам Н.Н. Моисеева. Этот подход можно называть русской школой экологического, или планетарного, мышления.

Как не любил Никита Николаевич все, что связано с догматическими установлениями, застывшими формами, возведением в абсолют того или иного установления — как в области науки, так и во всех остальных областях! Поэтому его работы скорее представляют собой направление для поиска, в который должны отправиться многие исследователи, с тем чтобы найти новое знание, чем сборник готовых рецептов. Его работы надо признать пионерскими в деле открытия горизонтов мысли и духа для сегодняшней цивилизации, испытывающей кризис потребительского отношения к природе и самому человеку.

Путь человечества всегда пролегал по краю пропасти, и многие острова цивилизации канули в эту пропасть. В русле сегодняшней цивилизации ощущение близости вселенской катастрофы появляется уже в ветхозаветные времена. И, оглядываясь назад, можно видеть, что великие учителя человечества, его духовные наставники — будь то Конфуций, Будда, Моисей, Христос или Магомет, всегда приходили в переломные, критические моменты развития и давали ему именно нравственный заряд, позволявший выжить и создать устойчивое человеческое сообщество не на одну тысячу лет.

 

 "ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ" № 1 '2000

 Назад Наверх

Биографическая справка || РАН о Моисееве || Статьи Моисеева || Статьи о Моисееве || Сайты ]
[ Информация о нас  ||  Конференция "Эволюция Инфосферы" || Виртуальный форум || Трибуна Форума || Голос Чернобыля ]
[ Гостевая книга || Пишите нам || На главную страницу ]

 ©   [КОКС]. All rights reserved
Revised: July 24, 2000 .